Иван Вотинов.
В течение трех дней краеведы, музейные работники, предприниматели и все те, кому интересен город и его жизнь, выясняли, в чем состоит наследие Нязепетровска, и какие объекты могут быть символами города, привлекательными как для туристов, так и для местных жителей.
Оказалось, их достаточно много: то, что местным кажется таким привычным, на самом деле – настоящая экзотика. Пиканы, красный творог эремчек, который делают в Аптрякова, дутые оладьи Людмилы Кетовой, покосный чай, парёнки – это лишь малая часть богатого кулинарного наследия, которым может похвастаться Нязепетровск. Добавьте сюда огромный пласт наследия культурного, уникальную природу, историю, уходящую вглубь веков - и получится целостный образ района, интересного, своебразного. Сила Нязепетровска – в его индивидуальности, в людях, которые поддерживают традиции.
Говорили на семинаре и о том, как работать с наследием, как привлечь сюда туристов и каким туристам будет интересен Нязепетровск. «Если говорить о туризме и привлекательности города для внешнего потребителя, то главный минус - неразвитость инфраструктуры, а точнее, практически полное ее отсутствие. С другой стороны, когда думаешь, где хорошо туристу, ответ очевиден – там, где хорошо местному жителю. И та сторона, которая связана с вашим ландшафтом, она компенсирует недостатки. Но для привлекательности Нязепетровск надо именно проявить - сформировать предложение в виде сервисов и услуг для внешнего потребителя, сейчас этого нет или слаборазвито. Пожалуй, это ключевые моменты. Все остальное можно перевести в разряд экзотики и сделать это плюсом», - отметил Дмитрий Борисович.
Но кто же будет работать с туристами, если статистика неумолимо подтверждает: год за годом население Нязепетровска сокращается и стареет. «Моя практика говорит, что остановить отток населения можно, - утверждает Дмитрий Ойнас. - Если говорить о населении вообще, то можно даже спровоцировать приток, если делать все правильно. Если среда будет достаточно комфортной и интересной с точки зрения самореализации, можно будет минимизировать и отток молодежи. Люди уезжают не из-за отсутствия в вашем городе Большого театра, а из-за того, что не могут себя реализовать. Молодежь ищет возможность получения образования в соответствии с интересами, но в каждом городе по университету не откроешь. А дать возможность людям вернуться, отучившись, вполне реально. Для этого надо, чтобы люди понимали, как здесь они могут работать, что творчески перерабатывать, понимать, откуда у них возьмутся клиенты. На сегодняшний день ваш ключевой ресурс - наследие. Символы территории, какие-то простые формы, которые жители не воспринимают как ценность, которые для них кажутся обыденными, могут оказаться абсолютно интересными для потребителя».
Директор фонда «Бардым» И.М. Вотинов: «Этот семинар прошел в рамках проекта фонда «Бардым» «Сказки елового леса», реализуемого при поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко по программе «Культурная мозаика: партнерская сеть». Лично мне он позволил увидеть новых людей, с которыми можно наладить совместную работу и, как минимум, одно новое направление деятельности. Было видно, насколько сложно нязепетровцам, привыкшим представлять настоящую работу как тяжелый физический труд, увидеть в этом своем наследии полноценный экономический ресурс, равнозначный железной руде или запасам леса. Но современная постиндустриальная экономика диктует свои законы. Чтобы успевать за ней, нужно учиться перестраивать собственное сознание».
Людмила МЕЛАШИЧ